www.biodiesel.com.ua > > Рапса - железному коню!

Рапса - железному коню!


29 июля 2005. Разместил: Biodiesel
http://www.shans.com.ua
№ 27

Юлия Лесина

Сумщина может стать лидером
в Украине по производству биотоплива

Очередной бензиновый кризис взбудоражил нашу страну и заставил многие светлые головы в который раз вспомнить о спасительном биотопливе.

Эра биодизеля в Европе началась еще шесть лет назад. В Украине же государственные мужи, пытаясь вывести страну из зависимости от пришлых нефтетрейдеров, тем не менее не видят ничего, кроме черного золота. Запасов которого, как известно, на Земле осталось всего на 50-70 лет!

О свекле, спирте и этаноле

Не нужно быть химиком-технологом, чтобы задать себе вопрос: если не нефть, то что вместо нее? И самому ответить: конкурировать с ней можут газ, электричество, спирт и биодизель. Но газ, как и нефть, - слабое звено в ресурсах Украины. А чтобы машины питались электроэнергией, нужен принципиально новый автомобильный двигатель. Остаются спирт и растительная солярка. Если помните, именно благодаря водке бороздила морские глубины подводная лодка в фильме «Особенности национальной рыбалки». А народные умельцы давно уже применяют спирт. Один фермер, например, смастерил мини-трактор, который пашет на самогонке. По его словам, можно и спирт заливать. И никакие перебои с соляркой не страшны! Давно известно, что спирт по некоторым параметрам может превзойти бензин: его октановое число больше 100. Бразильцы, к примеру, давно уже заливают в баки тростниковый спирт. К сожалению, тростника в Украине нет - зато пока еще имеем сахарную свеклу! Из мелассы (отходов производства) выходит довольно качественный спирт. А из него получают этанол - высокооктановую добавку для бензина. Этот самый этанол, или биоэтанол, сегодня довольно популярен в мире. А по подсчетам украинских специалистов, если в бензин добавлять всего лишь 10% биоэтанола, потребность Украины в импорте нефти снизится на 7-9%.

О рапсе и благодатной земле

Ученые-химики давно сделали вывод, что альтернативой топливу может послужить... рапс. Для тех, кто не знает, скажем, что рапс - это однолетнее растение с желтенькими цветочками, относящееся к масличным культурам. Семена рапса используют в пищевой, мыловаренной, текстильной отраслях и как корм для скота, но из рапса можно получать и горючее. Причем, с точки зрения экологии, рапсовый биодизель имеет огромное преимущество: из выхлопной трубы автомобиля вылетает ровно столько углекислого газа, сколько поглощается растением при фотосинтезе.

Известно, что в Украине около 35 млн. га пахотных земель. Такого ресурса нет у всей Европы.

По словам гендиректора украинско-чешского СП «НПО Бионефть» ВЛАДИМИРА ПАВЛЮЧЕНКО, чтобы полностью обеспечить Украину биодизелем, достаточно пустить под рапс (который у нас может давать 30 ц с гектара и больше) всего 10% посевных площадей.

А по мнению руководителя лаборатории топливно-энергетических ресурсов Владимира Заборского, при урожайности рапса 20 ц с гектара один литр топлива будет стоить на уровне 2 грн. 30 коп. Важно знать, что биодизель по своим физико-техническим свойствам от обычного дизельного топлива ничем не отличается. И двигатели в автомобилях никому не придется переделывать. Но рапсовое горючее немного агрессивнее, а потому необходимо будет модернизировать топливную систему. Впрочем, это не очень дорого, считают специалисты.

И хотя двигатель при этом становится прожорливее на 10 %, экономическая выгода все-таки есть: себестоимость 1 литра рапсового горючего, по словам научных сотрудников кафедры двигателей внутреннего сгорания Харьковского политеха, не будет превышать 1,5-2 грн.!

У них и у нас

Биодизель производят почти во всех европейских странах. ЕС настойчиво требует, чтобы нефтяные компании добавляли его в обычную солярку для повышения ее качества и экономических показателей. Французы добавляют 5%, чехи - 31%. А в Германии на чистом рапсовом горючем уже ездят 5% всех машин. В Латвии выращиванием рапса занимается треть крестьянских хозяйств. А Украина... по-прежнему страдает от бензиновых кризисов!

Выращивают ли рапс в нашем регионе, и каков потенциал Сумской области? На этот вопрос мы попросили ответить первого

замначальника главного управления агропромышленного развития ОГА ВЛАДИМИРА КАРЕТНИКА:

«В Сумской области засеяно яровым рапсом 7400 га, озимым - 1200 га. По посевам лидируют Бурынский, Конотопский, Недригайловский, Роменский районы. Ранее рапс использовался для производства масла и уходил на экспорт. Весной этого года вступила в силу отраслевая госпрограмма «Рапс-2005», курируемая губернатором. И теперь многое должно измениться. В настоящее время руководством области и управлением ведутся переговоры с немецкими и французскими инвесторами. Договора будут заключены на самых выгодных условиях для Сумщины. Кроме того, рапс будут сеять и в северных районах, где сейчас многие пахотные земли пустуют. Иностранцы в этом тоже заинтересованы».

Так что, вполне вероятно, на Сумщине скоро появится несколько новых заводов по переработке рапса.

А вот что по поводу биотоплива сказал нам гендиректор Сумского областного гособъединения спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Сумы-

спирт» Владимир Мельник: «Проблема производства биотоплива нам хорошо известна. Еще в 2000 году Виктор Ющенко, будучи премьер-министром, одобрил госпрограмму «Этанол», которая рассчитана на увеличение мощности производства смесительных бензинов на основе этанола. Тогда же она начала работать. К сожалению, по ряду причин, в том числе из-за неурегулированной законодательной базы, эта программа на несколько лет замерла. Сегодня в Сумской области три завода, на которых есть возможность производить добавки к бензину, - в Наумовке, Поповке и Будылке.

Их мощность позволит выпускать до 80 т добавок в сутки. Сумской регион в отношении производства смесительных бензинов невероятно перспективен. Хотелось бы, чтобы депутаты ВР наконец-то рассмотрели этот вопрос и приняли решение. Чтобы программа развивалась успешно, нужно снять акциз на смесительные бензины и предоставить льготные кредиты под соответствующие проекты. И тогда наша область сможет с лихвой обеспечить себя и этанолом, и биодизелем из рапса».